Меню:

  
Ссылки:

arrowРаботать комфортно

arrowОбразцы и бланки документов в РБ

ill title ТОЛСТОЙ, Лев Николаевич

(1828-1910)

1. Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.

2. Безумец - это прежде всего человек, которого не понимают.

3. Бессмертие, разумеется неполное, осуществляется, несомненно, в потомстве.

4. Бессмыслица жизни есть единственное несомненное знание, доступное человеку.

5. Благо людей в жизни. А жизнь в работе.

6. Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва.

7. Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

8. Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.

9. Большинство жизненных задач решаются как алгебраические выражения: приведением их к самому простому виду.

10. Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

11. Будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Нелегкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старание большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения, как человека к человеку. Чтобы были отношения, как мужа с женою, но в основе всего, чтобы были отношения, как к постороннему, к ближнему, эти то отношения главное. В них держава.

12. В жизни есть только одно истинное счастье - жить для другого.

13. В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя.

14. В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.

15. В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.

16. В молодости все силы направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастия, что одни понятые и разделенные мечты о будущем счастии составляют уже истинное счастие этого возраста.

17. В области наук считается необходимым исследование, проверка изучаемого, и, хотя сами по себе предметы лженауки ничтожны, т. е. исключено из нее все то, что касается серьезных нравственных вопросов жизни, в ней не допускается ничего нелепого, прямо противного здравому смыслу. Область же религии, к которой отнесены все серьезные жизненные, нравственные вопросы, вся переполнена бессмысленными чудесами, догматами, прямо противными здравому смыслу, часто даже и нравственному чувству, к устранению которых никто не смеет прикоснуться.

18. В основе истинного произведения искусства должна лежать совершенно новая мысль или новое чувство, но выражены они должны быть действительно с рабской точностью всех мельчайших жизненных подробностей.

19. В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть и похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтобы они ехали.

20. В умной критике искусства все правда, но не вся правда, а искусство потому только искусство, что оно все.

21. В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно.

22. В чем цель жизни? Воспроизведение себе подобных. Зачем? Служить людям. А тем, кому мы будем служить, что делать? Служить Богу? Разве Он не может без нас сделать, что ему нужно. Если Он и велит служить себе, то только для нашего блага. Жизнь не может иметь другой цели, как благо, радость.

23. Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.

24. Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем.

25. Величайшие истины самые простые.

26. Вера - это согласие воли с совестью.

27. Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь да верит. Если б он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил.

28. Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.

29. Верьте себе и живите так, напрягая все свои силы на одно: на проявление в себе Бога, и вы сделаете все, что вы можете сделать и для своего блага, и для блага всего мира.

30. Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство.

31. Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

32. Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

33. Влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез.

34. Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах.

35. Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени.

36. Война подобна шахматной игре.

37. Волей-неволей человек должен признать, что жизнь его не ограничивается его личностью от рождения и до смерти и что цель, сознаваемая им, есть цель достижимая и что в стремлении к ней - в сознании большей и большей своей греховности и в большем и большем осуществлении всей истины в своей жизни и в жизни мира и состоит и состояло и всегда будет состоять дело его жизни, неотделимой от жизни всего мира.

38. Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы.

39. Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе.

40. Время проходит, но сказанное слово остается.

41. Все бедствия людей происходят не столько от того, что они не сделали того, что нужно, сколько от того, что они делают то, чего не нужно делать.

42. Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

43. Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.

44. Все счастливые семьи похожи одна на одну, но каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

45. Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

46. Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.

47. Всякое величайшее дело делается именно в условиях незаметности, скромности, простоты: ни пахать, ни строить, ни пасти скотину, ни мыслить даже нельзя при освещении, громе и блеске. Великие, истинные дела - всегда просты, скромны.

48. Всякое ложное произведение, восхваленное критиками, есть дверь, в которую тотчас же врываются лицемеры искусства.

49. Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.

50. Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины.

51. Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого.

52. Да, как вредна всегда похвала, так полезно осуждение, когда хочешь и умеешь воспользоваться им.

53. Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни.

54. Делай то, чего хочет от тебя твое тело: добивайся славы, почестей, богатства, - и жизнь твоя будет адом. Делай то, чего хочет от тебя твой дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия, любви, - и тебе не нужно будет никакого рая.

55. Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу.

56. Дело науки - служить людям.

57. Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.

58. Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их.

59. Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей, и теряют к ним уважение.

60. Для бессмертной души нужно такое же и дело бессмертное, как она сама. И дело это, бесконечное совершенствование себя и мира - и дано ей.

61. Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих.

62. Для того чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете.

63. Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.

64. Для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно желать.

65. Для того, чтобы сказать понятно то, что имеешь сказать, говори искренно, а чтобы говорить искренно, говори так, как мысль приходила тебе.

66. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.

67. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

68. Доброе дело совершаеться всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько наз - то же дело становится привычкой.

69. Доброта голубя - не добродетель. Голубь не добродетельнее волка. Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие.

70. Духовенство и сознательно и преимущественно бессознательно старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии.

71. Душа - стекло. Бог - это свет, проходящий через стекло.

72. Единственное условие, от которого зависит успех, есть терпение.

73. Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели.

74. Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я только могу вообразить себе, но чтобы не было детей, или такими, людьми, как теперь, но с детьми, - я бы выбрал последнее.

75. Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог.

76. Если жизнь - благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

77. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай.

78. Если у одного человека есть много лишнего, то у многих других недостает нужного.

79. Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать.

80. Если цель брака - семья, то тот, кто хочет иметь много жен или мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в каком случае не будет иметь семьи.

81. Если человек - только телесное существо, то смерть есть конец чего-то ничтожного. Если же человек - существо духовное, и душа только временно жила в теле, то смерть - только перемена.

82. Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, быть полезным и иметь спокойную совесть.

83. Есть ли в моей жизни смысл, который не будет разрушен неминуемой смертью, ожидающей меня?

84. Есть люди, которые находятся в унынии или раздражении, любуются на свое состояние, даже гордятся им. Это все равно, как выпустив вожжи от лошади, которая несет тебя под гору, ты еще хлещешь ее кнутом.

85. Есть по обращению два сорта людей. Одни с тобою, очевидно, такие же, как и со всеми. Приятны они или нет, это дело вкуса, но они не опасны; другие боятся тебя оскорбить, огорчить, обеспокоить или даже обласкать. Они говорят без увлечения, очень внимательны к тебе, часто льстят. Эти люди большей частью приятны. Бойся их. С этими людьми происходят самые необыкновенные превращения в противоположности - из учтивого делается грубый, из льстивого - оскорбительный, из доброго - злой.

86. Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно.

87. Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе.

88. Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, то есть жениться не по чувственной любви и по расчету, где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать мне жить человеческой жизнью.

89. Женщина, видишь ли, это такой предмет, что сколько ты ни изучай ее, все будет совершенно новое.

90. Женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувственность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной. Как только подошел к ней, так и попал под ее дурман и ошалел.

91. Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми.

92. Жизнь - установление нового отношения к миру через большее и большее подчинение животной личности разуму, и проявление большей степени любви.

93. Жизнь - это переход из одной формы в другую. Жизнь этого мира есть материал для новой формы.

94. Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль.

95. Жизнь есть совершающееся творчество. Разница - там сотворен, а здесь творится. Орудие - любовь. Точка его - разум.

96. Жизнь сознаваемая разумным сознанием - невидимое, но несомненное подчинение в каждое мгновение настоящего своего животного закону разума, освобождающее свойственное человеку благоволение ко всем людям и вытекающую из него деятельность любви.

97. Жизнь человеческая, полная телесных страданий, всякую секунду могущая быть оборванной для того, чтобы не быть самой грубой насмешкой, должна иметь смысл такой, при котором значение жизни не нарушалось бы ни страданиями, ни ее кратковременностью.

98. Жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто.

99. Заблуждение не перестает быть заблуждением оттого, что большинство разделяет его.

100. Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.

101. Знание - орудие, а не цель.

102. Знание без нравственной основы - ничего не значит.

103. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

104. Значение жизни открыто в сознании человека, как стремление к благу. Уяснение этого блага, более и более точное определение его, составляет главную цель и работу жизни всего человечества.

105. И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.

106. Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни.

107. Избавится от пьянства человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда он не станет пить, хотя бы перед ним стояло вино.

108. Известно, что человек имеет способность погрузиться весь в один предмет, какой бы он ни казался ничтожный. И известно, что нет такого ничтожного предмета, который бы при сосредоточенном внимании, обращенном на него, не разросся до бесконечности.

109. Искусство есть микроскопом, который художник наводит на тайны души, чтобы показать эти общие для всех тайны людям.

110. Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем.

111. Истинное знание состоит в том, чтобы знать, что мы знаем то, что знаем, и не знаем того, чего не знаем, сказал Конфуций. Ложное же - в том, чтобы думать, что мы знаем то, чего не знаем, и не знаем того, что знаем; и нельзя дать более точного определения того ложного познания, которое царствует среди нас.

112. Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.

113. Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную.

114. Каждый поступок ничто в сравнении с бесконечностью пространства и времени, а вместе с тем действие его бесконечно в пространстве и времени.

115. Каждый человек - алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека - не стараться светить, но стараться очищать себя.

116. Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

117. Как скоро идеал более высокий, чем прежний, поставлен перед человечеством, все прежние идеалы меркнут перед ним, как звезды перед солнцем, и человек не может не признавать нового, высшего идеала и не стремиться к нему.

118. Клевета, ложное дурное мнение, от которого нельзя оправдаться, есть лучшая школа добра.

119. Когда двое ссорятся, всегда виноваты оба.

120. Корень злых дел в дурных мыслях.

121. Критика только тогда плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно.

122. Кто усовершенствовался, тот не может верить тому, чтобы это усовершенствование кончилось.

123. Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

124. Лучшие из молодежи - несчастные, колеблясь между самодовольством знания всей болтовни Дарвинов, Геккелей, Марксов, разных Метерлинков, Кнутов Гамсунов, Вейнингеров, Ницше и т. п., почитаемых ими великими мудрецами, и смутным сознанием бессмысленности на основании этих учений понимания жизни, все-таки ищут, и разумеется тщетно, объяснения смысла жизни и все больше и больше, как это и не может быть иначе, приходят в отчаяние.

125. Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе, и о других.

126. Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.

127. Любовь - бесценный дар. И как жаль тех, кто этого не понимает.

128. Любовь - творит жизнь.

129. Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь блаженная и бесконечная.

130. Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь.

131. Люди вечно заблуждаются и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.

132. Люди должны жить во лжи или видеть ужасную истину бессмыслицы бытия, и всякий шаг в познании ведет людей к этой истине.

133. Люди знают это свойство вина заглушать голос совести и сознательно употребляют его для этой цели.

134. Люди кажутся друг другу глупыми преимущественно от того, что хотят казаться умнее.

135. Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

136. Люди, боящиеся смерти, боятся ее оттого, что она представляется им пустотою и мраком; но пустоту и мрак они видят потому, что не видят жизни.

137. Мудрость - знать, в чем дело жизни и как исполнять его.

138. Музыка - это стенография чувств.

139. Мы живы не потому, что бережем себя, а потому, что делаем дело жизни.

140. Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали.

141. Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

142. Мы не можем представить себе жизнь после смерти и не можем вспомнить жизнь до рождения потому, что не можем представить себе ничего вне времени.

143. Мы удивляемся на то, что были да и теперь есть люди, которые убивают людей, чтобы есть их мясо. Но придет время, и наши внуки будут удивляться тому, что их деды убивали каждый день миллионы животных для того, чтобы съедать их.

144. На одну и ту же вещь можно смотреть трагически и сделать из нее мучение, и смотреть просто и даже весело.

145. Надо не задавать себе задачу жениться, а задавать себе всегдашнюю задачу - жить хорошо, И тогда придет время и обстоятельства сделают то, что нельзя не жениться. Так вернее не ошибешься,

146. Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любят.

147. Настоящая жизнь совершается там, где она незаметна.

148. Настоящая любовь не есть любовью одного человека, а духовное состояние готовности любить всех.

149. Науки не дают ответа о смысле жизни, а лишь показывают, что в необъятных, с их помощью открытых горизонтах, ответа на этот вопрос нет.

150. Наша жизнь - постоянно бегство от себя, точно угрызения совести преследуют и пугают нас. Как только человек становится на свои ноги, он начинает кричать, чтобы не слыхать речей, раздающихся внутри. В этой боязни исследовать, чтобы не увидать вздор исследуемого, в этом искусственном недосуге, в этих поддельных несчастиях, усложняя каждый шаг вымышленными путами, мы проходим по жизни спросонья и умираем в чаду нелепостей и пустяков, не пришедши в себя.

151. Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.

152. Не бойтесь этого разногласия; напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всем окружающим выразилось самое лучшее, что есть в вас, то Божественное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования.

153. Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

154. Не думай, чтобы недоумение перед смыслом человеческой жизни и непонимание его представляло что-либо возвышенное и трагическое. Недоумение человека, непонимающего, что делается, и суетящегося среди занятых людей, представляет не нечто возвышенное и трагическое, а нечто смешное, глупое и жалкое.

155. Не оттого люди ужасаются мысли о плотской смерти, что они боятся, чтобы с нею не кончилась их жизнь, но оттого, что плотская смерть явно показывает им необходимость истинной жизни, которой они не имеют.

156. Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою.

157. Нельзя царствовать невинно.

158. Непременно все хорошенькие женщины не только самки - даже дуры.

159. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

160. Нет ничего более полезного для души, как памятование о том, что мы ничтожная и по времени и по пространству козявка и что сила твоя только в понимании своего ничтожества.

161. Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость.

162. Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие живут так же.

163. Неужели только затем и явился я на этот короткий промежуток времени в мир, чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть.

164. Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе.

165. Никакая насильственная реформа не исправит зла, пока люди останутся таковы, каковы они есть, и потому ждать исправления зла можно не от изменения формы нашей жизни, а только от распространения доброты и разумности.

166. Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам.

167. Никогда не проси другого сделать то, что можешь сделать сам.

168. Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить ее.

169. Ничто так не путает понятий об искусстве, как признание авторитетов.

170. Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное - это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное.

171. Оглянувшись на людей, на все человечество, я увидал, что люди живут и утверждают, что знают смысл жизни. На себя оглянулся: я жил, пока знал смысл жизни. Как другим людям, так и мне смысл жизни и возможность жизни давала вера.

172. Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: "Все так делают".

173. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

174. Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

175. Осуждение за добро есть единственная поверка искренности служения добру.

176. Ответы, даваемые всеми науками о смысле жизни, есть только тождества.

177. Ошибки и недосмотры ясно сознающего человека могут быть более полезны, чем полуправды людей, предпочитающих оставаться в неопределенности...

178. Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.

179. Первая и несомненная обязанность человека есть участие в борьбе с природой за свою жизнь и жизнь других людей.

180. Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь. Не сказанное слово - золотое.

181. Пессимизм - глупость дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим.

182. Пессимизм... всегда казался мне не только софизмом, но глупостью, и вдобавок глупостью дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: "если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим".

183. Плотская смерть уничтожает пространственное тело и временное сознание, но не может уничтожать того, что оставляет основу жизни: особенное отношение к миру каждого существа.

184. Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

185. Полной свободы нет, но человек приближается к свободе по мере соединения своего с Богом разума и любви.

186. Правду знает не тот, кто глядит себе под ноги, а тот, кто знает по солнцу, куда ему идти.

187. Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

188. Предаваясь сожалениям и опасениям, мы утрачиваем единственную вечность, в которой человек может быть абсолютно уверен, - вечное Настоящее.

189. Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию.

190. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

191. Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы.

192. Простота - есть необходимое условие прекрасного.

193. Прошлой ночью я подумал во сне, что кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача - внести вклад в то движение, подчиниться ему и сторудничать с ним .

194. Пьяница никогда не идет вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении.

195. Пьяницы никогда не стали бы пьяницами, если бы не видели почтенных и уважаемых всеми людей, пьющих вино и угощающих им.

196. Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал, как я должен жить, что я должен делать. Эти остановки жизни всегда возникали с одним и тем же вопросом: "почему?" и "зачем?" Эти вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки, собирались в одно черное пятно.

197. Радость в жизни - то же самое, что масло в лампе. Как только масла становится мало, сжигается фитиль и, сжигаясь, перестает светить и только дымит черным, вонючим дымом.

198. Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.

199. Разоблаченная ложь есть столь же важное приобретение для блага человечества, как и ясно выраженная истина.

200. Разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, а огромные массы людей, все человечество - признают этот смысл в неразумном знании. И это неразумное знание есть вера.

201. Рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающей силой жизни.

202. Редкий вор и убийца совершает свое дело трезвым.

203. Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

204. Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека - который живет чужыми мыслям и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей, вся сложная музыка характеров. Люди, живущие только своими чувствами,- это звери.

205. Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо.

206. Силы знания должны быть направлены на самое нужное человеку: на его нравственное самосовершенствование.

207. Сильные люди всегда просты.

208. Сильные мира кажутся великими только тем людям, которые стоят перед ними на коленях.

209. Слишком много или слишком мало знать друг друга одинаково мешает сближению.

210. Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяет людей.

211. Слово есть поступок.

212. Смысл жизни каждого отдельного человека только в увеличении в себе любви; что это увеличение любви ведет отдельного человека в жизни этой ко все большему и большему благу.

213. Совершенство только тогда совершенство, когда оно представляется достижимым только в бесконечности и когда поэтому возможность приближения к нему бесконечна.

214. Совесть - это память общества, усвояемая отдельным лицом.

215. Сознание отделяется и, как созревшее, отпавшее семя, ищет зацепиться, прижаться к чему-нибудь, к почве, нужной ей, чтоб начать жить снова.

216. Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни.

217. Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты.

218. Сравнение употребляется или чтобы, сравнивая худшую вещь с лучшей, показать, как хороша описываемая вещь, или, сравнивая необыкновенную вещь с обыкновенной, чтобы дать о ней ясное понятие.

219. Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.

220. Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь.

221. Страх смерти есть только сознание неразрешенного противоречия жизни.

222. Страх смерти происходит от того, что люди принимают за жизнь одну маленькую, их же ложным представлением ограниченную часть ее.

223. Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

224. Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

225. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

226. Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребенка.

227. Счастье есть удовольствие без раскаяния.

228. Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.

229. Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

230. Счастье охотнее заходит в тот дом, где всегда царит хорошее настроение.

231. Сын живет в отцовском доме всегда, а поденщик только на время. И потому сын будет жить не так, как поденщик: будет заботиться об отцовском доме, а не думать, как поденщик, только о том, чтобы получить свою плату. Если человек верит, что жизнь его не кончается со смертью, то он будет жить, как сын в доме отца. Если же жизнь только та, какая есть в этом мире, то он будет жить как поденщик, стараясь воспользоваться всем, что можно в этой жизни.

232. Таинственность не есть признак мудрости. Чем мудрее человек, тем проще тот язык, которым он выражает свои мысли.

233. То ж, что мы живем безумной, вполне безумной, сумасшедшей жизнью, это не слова, не сравнение, не преувеличение, а самое простое утверждение того, что есть.

234. То, что начато в гневе, кончается в стыде.

235. Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. От этого моральная природа человека еще живучее природы физической. Горе никогда не убивает.

236. Только она - смерть, т. е. мысль о ней, выносит в такую область мысли, где полная свобода и радость.

237. Только отрекаясь от того, что погибнет и должно погибнуть, от нашей животной личности, мы получаем нашу истинную жизнь, которая не погибает и не может погибнуть.

238. Только тогда будешь в силах воздерживаться от злых дел, когда научишься воздерживаться от злых мыслей.

239. Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.

240. Тому, кто верит, что жизнь не началась с рождения и не кончится со смертью, легче жить доброй жизнью.

241. Тот, кто ложно понимает жизнь, всегда будет ложно понимать и смерть.

242. Трезвому совестно то, что не совестно пьяному. Этими словами высказана существенная, основная причина, по которой люди прибегают к одурманивающим веществам.

243. Труд не есть добродетель, но необходимое условие добродетельной жизни.

244. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

245. У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

246. Убеждение в том, что жизнь имеет смысл, дается человеку как награда за осмысленную жизнь.

247. Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь, а не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое.

248. Умирая, желал бы сказать, совсем умирая, сказать: правда ли, что я думал о смысле жизни, что он в увеличении любви. Хоть головой мотнуть утвердительно или отрицательно.

249. Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.

250. Утешиться может только тогда, когда поймешь, что жизнь в содержании, а не в сосуде.

251. Ученые объяснения большей частью производят то впечатление, что бывшее ясно и понятно становится темно и запутанно.

252. Ученый не имеет ответа на главный вопрос всякого разумного человека: зачем я живу и что мне делать?

253. Философия не дает ответа на вопрос о смысле жизни, а лишь усложняет его.

254. Хорошая книга - точно беседа с умным человеком.

255. Часто в этих коротких мыслях встречаются такие... которые яснее, убедительнее и дают больше материала мысли, чем целые длинные трактаты.

256. Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

257. Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придаст новую прелесть, силу и уважение характеру.

258. Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чем ошибся.

259. Человек закован в свое одиночество и приговорен к смерти.

260. Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл.

261. Человек на земле есть работник, приставленный к делу спасения своей души.

262. Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

263. Человек подобен дроби, числитель ее то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

264. Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь.

265. Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже.

266. Чем больше человек проявляет любви, тем больше люди любят его. А чем больше его любят, тем легче ему любить других.

267. Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других, и в особенности тех, перед которыми виноват.

268. Чем затруднительней положение, тем меньше надо действовать.

269. Чем мы умнее, тем менее понимаем смысл жизни и видим какую-то злую насмешку в том, что мы страдаем и умираем.

270. Что свойственно делать человеку, как разумному существу: сознавать тот грех, который произвел страдание, каяться в нем и познавать истину.

271. Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться... А спокойствие - душевная подлость.

272. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

273. Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи.

274. Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.

275. Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже - разум для того, чтобы понять ее.